Матрица долевого роста Boston Consulting Group (BCG) – это инструмент планирования, который использует графическое представление продуктов и услуг компании, чтобы помочь ей решить, что ей следует оставить, продать или вложить больше.
Матрица отображает предложения компании в виде квадрата с четырьмя квадратами, где ось Y представляет скорость роста рынка, а ось X представляет долю рынка. Он был разработан Boston Consulting Group в 1970 году.
Ключевые моменты
- Матрица роста доли BCG – это инструмент, используемый руководством для оценки текущего состояния стоимости единиц или товарных линий фирмы.
- Матрица доли роста помогает компании решить, какие продукты или подразделения следует хранить, продавать или инвестировать больше.
- Матрица доли роста BCG содержит четыре категории: «собаки», «дойные коровы», «звезды» и «вопросительные знаки».
Матрица доли роста BCG разбивает продукты на четыре категории, которые эвристически называют «собаками», «дойными коровами», «звездами» и «вопросительными знаками». Каждый квадрант категории имеет свой набор уникальных характеристик.
Если продукт компании имеет низкий рыночная доля и имеет низкий темп роста, он считается «собакой» и должен быть продан, ликвидирован или перемещен. Собаки Обнаруженные в правом нижнем квадранте сетки, не приносят компании много денег, поскольку у них низкая доля на рынке и практически нет роста. Из-за этого собаки могут оказаться ловушками для денег, связывая средства компании на длительные периоды времени. По этой причине они являются первыми кандидатами на лишение прав ,
Продукты, которые находятся в областях с низким ростом, но для которых у компании относительно большая доля рынка, считаются «дойными коровами», и поэтому компания должна доить дойных коров как можно дольше. Дойные коровы, наблюдаемые в нижнем левом квадранте, обычно являются ведущими продуктами в рынки, которые являются зрелыми ,
Как правило, эти продукты приносят прибыль, превышающую темпы роста рынка и обеспечивающие устойчивость с точки зрения денежных потоков. Эти продукты следует использовать как можно дольше. Ценность дойных коров может быть легко рассчитана, так как их структура денежных потоков весьма предсказуема. В сущности, дойных коров с низким ростом и высокой долей необходимо доить за наличные деньги, чтобы реинвестировать в «звезд» с высокими темпами роста и высоким будущий потенциал ,
Матрица не является инструментом прогнозирования; в нем не учитываются ни новые, разрушительные продукты, поступающие на рынок, ни быстрые изменения в потребительском спросе.
Продукты, которые находятся на быстрорастущих рынках и которые составляют значительную часть этого рынка, считаются «звездами» и должны инвестироваться в большее. В верхнем левом квадранте находятся звезды, которые приносят высокий доход, но при этом потребляют большие суммы денежных средств компании. Если звезда может оставаться лидером рынка, она в конечном итоге становится дойная корова когда общий темп роста рынка снижается.
Сомнительными являются возможности на рынках с высокими темпами роста, но в которых компания не имеет большой доли рынка. Вопросительные знаки находятся в верхней правой части сетки. Как правило, они быстро растут, но потребляют большое количество ресурсов компании. Продукты в этом квадранте следует анализировать часто и внимательно, чтобы понять, стоит ли их поддерживать.
Матрица является инструментом принятия решений, и она не обязательно учитывает все факторы, с которыми в конечном итоге должен столкнуться бизнес. Например, увеличение доли рынка может быть дороже, чем дополнительный доход от новых продаж. Поскольку разработка продукта может занять годы, предприятия должны тщательно планировать непредвиденные расходы.