Программа помощи проблемным активам (TARP) была инициативой, созданной и бегать Казначейством США для стабилизации финансовой системы страны, восстановления экономического роста и смягчения последствий потери права выкупа после финансового кризиса 2008 года. TARP стремился достичь этих целей путем покупки активов и акций проблемных компаний.
В сентябре 2008 года мировые кредитные рынки практически остановились, так как несколько крупных финансовых учреждений, таких как Fannie Mae, Фредди Мак Американская международная группа (AIG), испытывающая серьезные финансовые проблемы, и другие, такие как Lehman Brothers, обанкротился – последствия ипотечный кризис это началось в предыдущем году. Инвестиционные компании Goldman Sachs и Morgan Stanley сменили свои чартеры стать коммерческими банками в попытке стабилизировать ситуацию с капиталом.
- Программа помощи проблемным активам (TARP), созданная и управляемая Казначейством США после финансового кризиса 2008 года, состояла из усилий по стабилизации финансовой системы, когда правительство покупало обеспеченные ипотекой ценные бумаги и банковские акции.
- В период с 2008 по 2010 год TARP инвестировала в компании 426,4 миллиарда долларов и окупила 441,7 миллиарда долларов.
- TARP был спорным в то время, и его эффективность продолжает обсуждаться: защитники говорят, что это спасло финансовую систему США и сократило кризис, в то время как обвинения критиков просто дали Уолл-стрит ненужный, беззаботный импульс.
Чтобы не допустить полного выхода из-под контроля ситуации, министр финансов Генри Полсон стал инициатором Программы помощи проблемным активам (TARP). Он был подписан президентом Джорджем Бушем 3 октября 2008 года с принятием Закон о чрезвычайной экономической стабилизации,
Первоначальная цель TARP: повысить ликвидность денежные рынки и вторичные ипотечные рынки купив ипотечные ценные бумаги (MBS) и, благодаря этому, сокращение потенциальных потерь учреждений, которые им принадлежали. Позже его цель была слегка изменена, чтобы позволить правительству покупать акции банков и других финансовых учреждений. Изначально TARP предоставил казначейству покупательную способность в 700 миллиардов долларов; Закон Додда-Франка о реформе Уолл-стрит и защите прав потребителей (просто именуемый Додд-Франк) позже сократил разрешение на 700 млрд долларов до 475 млрд долларов.
Средства TARP направлялись на покупку акций в банках, страховых компаниях и автопроизводителях, а также на кредитование финансовых учреждений и домовладельцев.
Правительство США купило привилегированные акции в восьми банках: Bank of America / Merrill Lynch, Bank of New York Mellon, Citigroup, Goldman Sachs, J.P. Morgan, Morgan Stanley, Стейт-стрит и Wells Fargo. Банки должны были выплатить правительству дивиденды в размере 5%, которые в 2013 году увеличатся до 9%, что побудит банки выкупить акции в течение пяти лет. С момента запуска программы до 3 октября 2010 года (крайний срок для выделения средств) 245 миллиардов долларов было направлено на стабилизацию банков, 27 миллиардов долларов – на программы по увеличению доступности кредитов, 80 миллиардов долларов – на автомобильную промышленность США (в частности, на GM и Chrysler). 68 миллиардов долларов ушло на стабилизацию AIG, а 46 миллиардов – на программы предотвращения взыскания, такие как «Сделать дом доступным».
Положения TARP требовали, чтобы участвующие компании теряли определенные налоговые льготы, и во многих случаях устанавливали ограничения на вознаграждение руководителям и запрещали получателям средств присваивать премии своим 25 наиболее высокооплачиваемым руководителям. Тем не менее, к 2009 году выделенные фирмы выплатили около 20 миллиардов долларов ключевому персоналу – сардонически называемому ТАРП бонусы.
В декабре 2013 года Казначейство свернуло TARP, и правительство пришло к выводу, что его инвестиции принесли налогоплательщикам более 11 миллиардов долларов. Если быть более точным, TARP вернул средства на общую сумму 441,7 млрд долларов из 426,4 млрд долларов. Правительство также заявило, что TARP предотвратило крах американской автомобильной промышленности и спасло более 1 миллиона рабочих мест, помогло стабилизировать банки и восстановило доступность кредитов для частных лиц и предприятий.
Несмотря на это, экономисты, политики и финансовые специалисты все еще обсуждают достоинства TARP и задаются вопросом, было ли это необходимо. Критики утверждают, что программа мало помогла рынкам жилья, которые годами оставались в депрессии. Некоторые говорят, что это не зашло слишком далеко – что правительство должно было настаивать на приобретении акций в финансовых фирмах, которые оно выручало, чтобы помочь контролировать их будущую практику. Вместо этого, говорят они, беспроцентные кредиты TARP по сути выступали в качестве награды за плохое поведение, посылая сообщение «Действуй безответственно, и мы поможем тебе» – и создавая опасный прецедент зависимости.
TARP также не поразил правительство американской общественностью, которая видела, как Уолл-стрит пожинала выгоды – включая те пресловутые бонусы – и возвращалась к прибыльности, даже когда люди боролись с долгами, безработицей и потерей права выкупа после Великой рецессии.